Если вы увлеченно катаетесь на велосипеде, рано или поздно вам надоест катание в городских окрестностях и захочется увеличить расстояние и разнообразить маршрут. На велосипеде всегда можно запросто выбраться за город, поближе к природе, отдохнуть у реки или в сосновом бору, а потом с новыми силами вернутся обратно. К тому же, это отличная тренировка: во время катания за чертой города можно в полной мере сосредоточиться на езде и темпе, не отвлекаясь на поребрики, пешеходов, светофоры и автомобили. Дальними поездками вы отлично прокачаете выносливость. В этой статье мы дадим несколько советов начинающим, как правильно подготовиться к дальней поездке и вести себя во время нее. Речь идет о заездах на расстояния больше 50км, хотя если вы не готовы к таким расстояниям, данные советы можно применять и к поездкам на меньшие дистанции.
Выбор маршрута
Первым делом строим маршрут. Если не знаете куда именно вам можно съездить на велосипеде - можете поискать информацию на местных велосипедных форумах или группах в социальных сетях. Обычно там люди охотно делятся своими поездками, подкрепляя их фотографиями и скринами маршрутов.
Также можно построить маршрут в сервисах типа Карт Google. Конкретно на картах у Гугла есть функция, где вы можете увидеть 3D-панораму улицы или трассы. Работает не везде, но достаточно много где. На этой панораме можно оценить качество дорожно покрытия и ширину обочины, что напрямую повлияет на комфорт вашей поездки.
Выбирайте трассы с разгруженным трафиком и желательно широкой асфальтированной частью обочины, отделенной сплошной линией - здесь вам будет намного спокойнее ехать да и просто элементарно безопаснее. На таких панорамах можно оценить и количество фур на выбранной трассе, потому что с регулярно пролетающими мимо вас фурами едется очень не комфортно.
Небольшой лайфхак. За сутки до поездки можно оценить силу и направление ветра на выбранном вами маршруте. Дело в том, что за городом на открытой местности встречный ветерок может сильно вымотать вас и вы быстро потратите все силы, а ведь вас ждет еще путь назад. Для мониторинга направления и силы ветра можно использовать классный бесплатный сервис Windy (есть как веб-версия так и приложение).
Конечно, ехать туда и обратно по ветру вряд ли получится, зато заранее проинформированным можно рассчитать темп и сэкономить силы. Если заранее известно, что ветер будет сильным (больше 7-8 м/с) - можно вообще воздержаться от поездки или перенести ее.
Если знаете что там, куда вы направляетесь, могут быть проблемы с интернетом, намеченный маршрут лучше сохранить для использования в офлайн-режиме.
Подготовка себя и велосипеда
Перед заездом на длинные дистанции нужно хотя бы минимально подготовить велосипед. Обновите смазку цепи, на дальняке ее ресурс быстро расходуется. Проверьте давление в шинах.
Самому тоже нужно быть готовым. Во-первых, мы рекомендуем ездить в длительные заезды в специальных велосипедных шортах с памперсом. Они будут хорошо дышать, отводить влагу, а главное обеспечат вам комфортную посадку и спасут от натирания седлом. После 50 километров в обычной одежде можно испытывать сильный дискомфорт от натирания. Во-вторых, если поездка предстоит в ясный солнечный день - обязательно намажьте открытые участки кожи кремом для загара. За несколько часов под открытым солнцем можно хорошо обгореть.
Что взять с собой
Перечисляем обязательный набор:
- Шлем - безопасность на дороге, тем более на трассе, превыше всего;
- Ремонтный комплект. Сломаться в дали от города - хуже не придумаешь. Обязательно захватите с собой запасную камеру, велоаптечку с заплатками и клеем, насос. Также может понадобится набор шестигранников или необходимые ключи. Выжимка - опционально, она очень редко пригождается, но бывает всякое;
- Заряженный телефон - это ваш навигатор и спасение в нештатных ситуациях;
- Наличка - хоть карты принимают уже практически везде, но в дали от города можно встретиться с отсутствием терминала. Ко всему прочему, наличка может пригодится в экстренных случаях - например, чтобы при поломке вас подбросили до города за небольшую плату;
- Очки - на трассе часто что-то летит в глаза, желательно ехать в них;
- Велосипедные фары и светоотражающий жилет - если не уверены, что вернетесь до наступления сумерек. Хотя яркий жилет будет не лишним даже днем.
Питание
- Вода - даже не думайте ехать без нее! При интенсивных нагрузках, таких как дальний заезд на велосипеде, организм будет терять большое количество жидкости, особенно в жару. Лучше взять с собой две фляги, расположив их в нарамных флягодержателях. Можно обойтись и одной, если уверены, что сможете ее регулярно пополнять на заправках или встречающихся магазинах.
- Еда. На протяжении нескольких часов интенсивной физической нагрузки вам обязательно нужно пополнять свои энергетические запасы. Для этого обычно с собой берут быстрые углеводы в виде шоколадных батончиков, злаковых батончиков, орехов, бананов. Не лишним будет во время поездки где нибудь нормально перекусить.
Советы по самой поездке
- Если это ваш первый заезд на длинную дистанцию - начинать лучше с небольших расстояний в 30-50км. Смотрим по ощущениям: хватило ли сил, не натирает ли седло, не отекают ли спина и руки. Если чувствуете, что все в порядке и можете проехать больше - в следующий раз увеличиваем расстояние;
- В первой половине поездки лучше придерживаться комфортного темпа езды и не пытаться ставить рекорды, если не знаете себя. Если останутся силы - наверстать всегда можно на обратном пути;
- Старайтесь ничего не вешать на себя, речь идет про рюкзаки и прочие сумки. Во время длительных заездов рюкзак может принести уйму дискомфорта: спина будет потеть, лямки будут натирать. Все что у вас есть с собой лучше располагать на раме велосипеда с помощью специальных нарамных/нарульных/подсидельных сумок;
- Если вы едете вдвоем или группой, ехать следует сменами друг за другом, иными словами это называется "сидеть на колесе". Такой способ перемещения группой позволяет ощутимо экономить силы, особенно при движении против ветра. Суть заключается в том, что первый человек в группе старается держать высокий темп, а те, кто едет за его спиной, находятся в аэродинамической тени и экономят 30-40% своих сил. Потом происходит смена, первый участник группы перемещается в хвост, где успевает отдохнуть, пока до него вновь дойдет очередь, а основную нагрузку на себя теперь берет человек, который ехал вторым в группе и так по кругу. О частоте смен лучше договорится заранее исходя из уровня подготовленности группы, обычно это частота в 2км;
- Не забывайте регулярно пить во время поездки!
- Поддерживайте оптимально высокий каденс (частоту вращения педалей), ни в коем случае не нужно медленно вкручивать и "качать ноги", понижайте передачу во время подъемов;
- Не забывайте время от времени останавливаться, слезать с велосипеда и отдыхать. Делать это нужно регулярно, примерно раз в 15км или как потребует ваш организм.
Надеемся наши советы помогут вам в вашей предстоящей поездке! Желаем удачи!