Гравел байк (gravel bike) - это, по сути, шоссейный велосипед, адаптированный для использования на грунтовых дорогах. Так как тренд на подобные велосипеды является восходящим и пока не все маркетологи пришли к единому стандарту и названию, такие байки можно встретить у разных производителей также под названием endurance bike, performance road bike или adventure bike.
Гравийный велосипед взял расслабленную геометрию шоссейных эндуранс велосипедов, но с усиленной рамой и вилкой, которые позволяют устанавливать мощные покрышки, обычно от 35С и больше. Также, такие велосипеды, как правило, оборудованы дисковыми тормозами. Передачи и кассета больше напоминают горный велосипед. На раме имеются все необходимые отверстия для крепления фляг с водой, крыльев, на некоторых моделях и багажника.
Концепция гравела
Концепция гравийного велосипеда - это дорожный велосипед с рулем "баран" с расслабленной геометрией, которая позволяет быть долгое время в седле в комфортной посадке, с возможностью съехать на бездорожье, благодаря универсальной резине. При этом велосипед достаточно легкий - модели среднего уровня весят в районе 10кг, что позволяет чувствовать себя быстрым и маневренным на дороге. Пространства под резину в раме и вилке много, поэтому смело можно экспериментировать с покрышками разной ширины. В итоге у нас получается некий кроссовер: он превосходно чувствует себя на асфальте, при этом может показать динамичную и уверенную езду на грунте.
Почему это не циклокросс?
Действительно, описание гравийного велосипеда очень близко к циклокроссовым моделям. Более того, многие незадачливые производители на фоне роста популярности гравийников просто добавили к своим циклокроссовым моделям слово "gravel", по сути ничего не поменяв в конструкции.
На самом деле настоящий циклокроссовый велосипед является полноценным спортивным снарядом с агрессивной геометрией и посадкой, прямо как у классических шоссейных велосипедов. Геометрия таких велосипедов больше адаптирована для гонок, то есть динамичных непродолжительных заездов. Идея гравийных велосипедов заключается в том, чтобы за счет своей геометрии обеспечить более расслабленную и комфортную посадку, благодаря которой в седле можно находится продолжительное время.
Почему не гибрид?
Возможно, некоторые из вас подметят, что есть же гибриды - они как раз создавались примерно с такой же целью?
Главное отличие гибрида - это большой вес и прямой руль. На шоссе он будет недостаточно быстр из-за большого веса и практически вертикальной посадки. Да и на грунте он выглядит не вполне уверенно из-за высокого центра тяжести и недостаточно широкой резины. В свою очередь, гравийный велосипед на шоссе - это почти шоссейник с возможностью съехать на грунт и чувствовать себя уверенно практически везде.
Кому подойдет гравийный велосипед?
Благодаря своей универсальности гравел байк подойдет многим. В первую очередь он придется по вкусу любителям шоссейных велосипедов, которым нужно нечто более универсальное, чем просто шоссейник. На гравийном велосипеде можно и тренироваться, и ездить в длительные заезды по шоссе, не боясь при этом съехать на пересеченку или прокатиться по лесу. Благодаря этому такой велосипед также отлично подойдет для велопутешествий.